Заинтересовавшись каким-нибудь типом изделий, начинаешь думать над технологией изготовления, использовавшимися материалам, начинаешь изучать сопутствующую литературу… И здесь появляется удивление, а потом начинаются нестыковки и подозрения.
Для примера расскажу вам об изучении т.н. рыцарских доспехов 14-15 века. В городе Санкт-Петербурге множество доспехов представлено в Артиллерийском музее и в Эрмитаже. Когда довелось их рассматривать в первый раз, сразу возникла мысль: «Им по 500-600 лет, а они выглядят, как новенькие, не поржавели! Могут ли они быть изготовлены из нержавеющей стали?».
Действительно, когда рассматриваешь доспехи в музее, то они, как правило, все оказываются без следов коррозии и (или) следов раннего воздействия коррозии; все полированные, есть золотистого цвета, есть чернёные. По сравнению с ними, даже автомобиль Победа с лужёным кузовом выглядит рухлядью.
Антикоррозийных покрытий в 14-16 веках ещё не было, чем и как обрабатывали доспехи, чтобы они не ржавели, совсем непонятно. Антикоррозионная стойкость средневековых доспехов вызывает сначала уважение, а потом сразу же и подозрение. Ведь все автолюбители советских времён знают, как быстро гниют машины без специальной обработки, бывали случаи, что и за три года в машинах дыры прогнивали. Даже на Руси в те времена технологии обработки металла были не самыми совершенными, мягко говоря, а в Европе была сплошная дикость.
Начинаю читать учебники истории, и вижу следующее: металлургия в то время в Европе была ещё совсем неразвита, основное производство – это чугун, реже железо (серое), полученное способом продолжительной проковки. Всё это плохого качества, а о стали, тем более, о сплавах, а особенно высоколегированных, разговоров тогда вообще не было. Соответственно, цена железа в то время была запредельная.
На этом удивление доспехами не заканчивается...
статью целиком читать здесь:
http://freema.ru/news_1325512029.html